определение скорости движения транспортного средства (далее – ТС) в заданные моменты времени, в частности, перед торможением, в момент наезда на пешехода или столкновения с другим ТС и т.п.;
определение места расположения ТС в заданные моменты времени: удаление от места наезда или столкновения в момент возникновения опасности для движения или в момент, когда водитель еще располагал технической возможностью предотвратить происшествие и т.д.;
определение тормозного пути, остановочного пути, расстояния, преодолеваемого ТС в заданные промежутки времени;
определение тормозного, остановочного времени, а также времени, затраченного ТС на преодоление определенных участков пути;
определение траектории и характера движения пешехода с момента возникновения опасности и до момента наезда на него;
установление момента возникновения опасности для движения, если для этого требуется проведение расчетов, моделирования, эксперимента, экспертная оценка действий участников ДТП на соответствие (несоответствие) требований ПДД;
определение должных действий водителя, пешехода и других участников ДТП в конкретной дорожно-транспортной ситуации с точки зрения требований ПДД и соответствия им фактических действий водителя ТС, пешехода и других участников ДТП;
установление наличия (отсутствия) у водителя ТС технической возможности предотвратить ДТП путем торможения ТС или другим, предусмотренным требованиями ПДД, способом, в момент возникновения опасности для движения или любой другой момент времени, определенный органом, назначившим экспертизу;
определение причинно-следственной связи между установленными следствием, судом фактическими действиями водителя ТС и наступившим происшествием на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
установление причинно-следственной связи между условиями организации дорожного движения и наступившим ДТП и др.
Объекты:
материалы уголовного, административного, гражданского и арбитражного дел, не требующие правовой оценки.
Типовые вопросы:
Как должен был действовать водитель ТС в соответствии с требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации? Соответствовали ли его действия требованиям Правил?
Располагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить наезд (столкновение) в данной дорожной обстановке?
Состоят ли действия водителя ТС в причинной связи с фактом наезда (столкновения)?
Какова скорость движения ТС перед началом торможения соответствующая длине тормозного следа в данных дорожных условиях?
Какова величина полного остановочного пути ТС в данных дорожных условиях?
Какова максимально допустимая скорость движения ТС по условиям общей видимости дороги?
По делам, связанным с расследованием ДТП, в постановлении (определении) о назначении автотехнической судебной экспертизы требуется описать:
фабулу дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с подробным описанием дорожно-транспортной ситуации, действий-операций участников происшествия, характера движения транспортных средств, направления их движения, а также пешеходов;
дорожные условия, имевшие место на момент ДТП (тип покрытия, его состояние — сухое. мокрое и т.д., продольный профиль дороги в месте ДТП, характер и угол уклона дороги при наличии, наличие и тип дорожной разметки, дорожных знаков, зона действия которых охватывает место ДТП);
наличие следов на дороге, их характер, расположение относительно границ проезжей части, полос движения. При наличии следов торможения указать от каких колес оставлен след, до каких колес произведены измерения. В случае перемещения транспортного средства в заторможенном состоянии через участки с различным типом, состоянием покрытия указать протяженность каждого участка;
экспериментально полученные данные о скорости движения пешехода, транспортных средств на момент происшествия. При изменении пешеходом темпа движения указать протяженность каждого участка перемещения и соответствующее ему значение скорости.
экспериментально полученные данные о расстоянии общей видимости дороги в направлении движения и расстоянии конкретной видимости препятствия с рабочего места водителя в случае ДТП произошедшего в темное время суток (условиях недостаточной видимости);
данные о техническом состоянии транспортных средств до ДТП (исправное, неисправное), степени загруженности транспортных средств (кол-во пассажиров, масса груза);
обстоятельства, характеризующие момент возникновения опасности для движения водителя;
координаты места удара пешехода на транспортном средстве (какой частью ТС произведен наезд);
радиус закругления дороги в месте ДТП в случаях потери управляемости транспортным средством.
сведения об объектах, ограничивавших обзорность пешехода, ТС до момента появления в поле зрения водителя, пользовавшегося приоритетом. Расстояния между препятствием и объектом, ограничивавшим обзорность, а также боковой интервал между ТС пользовавшегося приоритетом и объектом, ограничивавшим обзорность и т.д.
Обновлено: 14.11.2024 г.
Задачи:
определение технического состояния ТС, их систем, агрегатов, узлов и деталей и при обнаружении неисправности установление причин и времени ее возникновения, возможности своевременного (в частности до ДТП) ее обнаружения водителем ТС и лицами, ответственными за техническое состояние ТС;
определение степени влияния неисправностей на возникновение и развитие ДТС, приведшей к ДТП;
определение технической возможности предотвращения ДТП при том техническом состоянии ТС, в каком оно находилось непосредственно перед ДТП;
установление причинно-следственной связи между техническим состоянием (неисправностью) ТС и ДТП и т.д.
Объекты:
автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, прицепы и другие ТС (за исключением морских, речных, воздушных и железнодорожных ТС), а также их системы, агрегаты, узлы и детали;
материалы дела, схема ДТП, протоколы осмотра ТС и т. п.
Типовые вопросы:
В каком техническом состоянии находится рабочая тормозная система (система рулевого управления и т.п.) ТС?
В случае неработоспособности рабочей тормозной системы (системы рулевого управления и т.п.) какова причина этого?
Имеет ли рабочая тормозная система (система рулевого управления и т.п.) неисправности, состоящие в причинной связи с фактом дорожно-транспортного происшествия?
Обновлено: 14.11.2024 г.
Задача №1: Исследование механизма столкновения транспортных средств и наездов на неподвижное препятствие:
определение места столкновения ТС;
определение траектории движения ТС до и после столкновения (наезда);
определение взаимного положения ТС в момент столкновения (угла столкновения);
определение взаимного положения ТС относительно элементов дороги – проезжей части, ее горизонтальной разметки и т.п.;
установление скорости движения ТС при столкновении, в частности, находилось ли в движении или состоянии покоя одно из ТС при столкновении;
определение месторасположения лиц, находящихся в салоне ТС до ДТП (эта задача решается в рамках комплексной экспертизы совместно с судебными медиками);
установление механизма повреждений шин и гибких шлангов, резьбовых и иных соединений, причины и времени их образования (до ДТП или в момент ДТП).
Задача №2: Исследование механизма наезда на пешехода:
определение места наезда ТС на пешехода;
определение траектории движения ТС и пешехода до и после наезда;
определение скорости движения ТС по отбросу пешехода в результате наезда на него;
определение направления движения пешехода относительно ТС (слева – направо, справа- налево, под углом). Эта задача также решается в рамках комплексной экспертизы с участием судебных медиков (исследование повреждений на теле пешехода), биологов (исследование наличия на ТС волос, крови потерпевшего), трасологов (исследование одежды, следов на подошве обуви), криминалистов (исследование материалов, веществ, частиц лакокрасочного покрытия).
Объекты:
вещная обстановка на месте ДТП, ТС, материалы дела и т.п.
Типовые вопросы:
На полосе какого транспортного средства располагалось место столкновения?
Где располагалось место наезда на пешехода?
Какова величина угла взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения?
Каково взаимное расположение транспортных средств относительно границ проезжей части (горизонтальной разметки и т. п.)?
Находилось ли транспортное средство в движении либо в состоянии покоя в момент столкновения?